читать дальшеЧеловек восьмидесяти с чем-то лет, рассказывает о том, как в его деревне человек делал конопляное масло, как запах стоял по всей деревне, как ему было всего года четыре, и как в голодное время этот человек насыпал ему целую горсть (обе ладони) зерна, какой добрый был человек. Что не надо быть генералом майором или кем-то ещё главное быть просто добрым. Как этот запах на всю жизнь у него с чем-то добрым и солнечным связан.
Как этот человек потом умер от голода, как его жена умерла от голода - как во время войны русская армия их переселила на два с чем-то километра от линии фронта (та подошла слишком близко) и как заняла их деревню - когда люди вернулись в свою деревню обнаружили что солдаты съели все что там было - да и что было сделать солдатам, им же есть надо. Как пошла жена этого человека в лес однажды найти что-то съедобное, грибы, ягоды, как не вернулась. Как полтора месяца спустя нашли её кости, дело летом было - там же муравьи, животные. Как везли её кости на повозке и как гремели её кости, и как этот звук у четырехлетнего ребенка навсегда связан со смертью стал. Как он понял как это ужасно. Когда солдаты пришли выселять она опытная была, закопала еду, а другие нет, и всё сразу нашли и
съели, и потом не хватило.
...Как незадолго до этого немецкий капитан пришел и спросил что у них
осталось из еды. Его мать (или бабушка?) спокойно провела немца в амбар и
показала хромого петуха, сказала что только он остался. Поймала,
отдала, сказала что больше ничего нет, последний - хромой петух. Немец
язык достаточно понимает, но есть то надо, что делать. Берет петуха,
уходит.
...Как у его бабушки в доме был старый грамофон инкрустированный перломутром, последнее что осталось от отца бабушки. Как пришел литовский солдат с немцами воевавший - а литовцы же хуже немцев были, они и западные украинцы - и просто взял грамофон и понес. А бабушка ему вслед говорит - а он язык понимает достаточно - "ну и дорога тебе колесом". Остановился, посмотрел, а на следующий день читают указ на расстрел её и других читают. Он за бабушку цеплялся, ему четыре года было, "не стреляйте в мою бабушку".
Как этот петух спас всю деревню, когда прибежал этот немецкий капитан, рассказал про петуха, что его солдаты вчера съели - он быстро говорил но бабушка или мать достаточно понимали, он даже показал в какой-то момент как петух хромал - и порвал прямо там приказ о расстреле, и солдаты ушли.
Как одна женщина дважды попала к немцам - она партизанкой была, вся деревня почти в партизаны пошла. Однажды немцы в деревню пришли и всех взяли, и на расстрел ночью. Они сидят в избе, и их по одному выводят - там овражек непожалеку, и стреляют. А изба с таким срубом с выступами построена. И выводят её - а ночь темная - солдат отворачивается закурить на секунду, а она тощая была очень, и раз и за этот сруб стала, не видно её. Солдат оборачивается, а её нет. Он ругается, матерится, ищет, потом в избу возвращается и уводит другого. А она убежала. До соседней деревни к маме пришла, та её укрыла. Она такой крест же по жизни несла... А второй раз не знаю за чем - за едой наверное - она в ту деревню вернулась. А в этот момент приказ у немцев, что всех молодых в Германию. И повезли в Германию. А тут на неё бумаги, что она партизанкой была. И её в один из лагерей, как Освенцим. И там над ними опыты ставят, толченое стекло в еду кладут и изучают. Но она выжила, после войны в Россию вернулась. Женилась на рыбаке. Рыбак потом на озере однажды утонул, а сына уже в вагоне метро задушили чтобы деньги забрать. Она до шестидесяти четырех лет дожила, потом от рака печени умерла, до конца не сдавалась,.